КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА ХОДИТЬ НА ГОРШОК

Каждый родитель в процессе воспитания сталкивается с вопросом как приучить ребенка ходить на горшок. Поскольку приучение к горшку – это не просто обучение ребенка чистоплотности, а процесс, который может оказать влияние на развитие ребенка, то, чтобы не нанести ребенку, вред следует иметь об этом процессе больше информации.

Если ребенок начинает ходить в десять месяцев, то к возрасту один год десять месяцев –два года у него появляется способность контролировать свои туалетные потребности. Ребенок легко расслабляется и, осуществляя туалетные надобности, гулит и улыбается, когда он чувствует себя в безопасности среди близких людей. Важно, чтобы ребенок понимал, что то, что выходит из него не является ценностью для взрослого.

Постепенно ребенок начинает замечать, что может контролировать свои туалетные потребности, замедляя и останавливая их или наоборот вызывая. Ребенок может превратить процесс выделения в игру, когда почувствует, что может управлять этими процессами, получая от них удовольствие. Если в этот период взрослый, вместо того, чтобы развивать у ребенка моторику, умение говорить или петь будет жестко приучать его к горшку, навязывая ему режим исполнения туалетных надобностей, без учета его естественных ритмов испражнений, то у ребенка может развиться невроз навязчивости.

Если ребенка наказывать за отсутствие испражнений, когда этого от него требуют, и хвалить его если он это сделал, то в дальнейшем в его поведении могут возникать отклонения от нормы. Принуждение к испражнению может привести к возникновению психических заболеваний (если ребенок соглашается выполнять требования родителей) или к возникновению чистоплотности позже, чем это возникает при отсутствии принуждений (если ребенок протестует против требований родителей).

Поскольку формирование центральной нервной системы у ребенка заканчивается к двум с половиной годам, то всякое жесткое приучение его к режиму питания или испражнению, до этого возраста очень вредно для него. До двух с половиной лет необходимо следить за естественными потребностями ребенка в еде и испражнениях и учитывать их при кормлении и приучении его к горшку.

Если взрослый навязывает ребенку свой режим, без учета естественных жизненных ритмов ребенка, то ребенок подчиняется требованиям взрослого, чтобы не лишиться любви, но при этом, чтобы угодить взрослому, он отказывается от своего желания.

Такие дети мало и плохо говорят, у них невыразительная мимика, они могут отличаться крикливостью или молчаливостью, а также отсутствием ловкости. В последующем у них наблюдается отставание в развитии речи и моторики. Кризис трех лет, когда ребенок начинает отделяться от родителей через «Я-сам», у таких детей протекает с осложнениями. Отказываясь от помощи, они оказывают сопротивление не тому человеку, который находится во внешнем мире, а тому, кто находится внутри них самих.

Именно в этом возрасте проявляются психосоматические расстройства или сложный характер, зависимость и заторможенность, а также непонимание ребенком разницы между «я» и «ты».

Ребенок, родители которого не навязывают ему свой режим питания и испражнения до двух с половиной лет, более спокоен и не стремится к постоянным протестам и ссорам с родителями. У него хорошо развивается моторика и речь, он наблюдает за взрослыми и стремится быть похожим на них, он свободен в восприятии мира и самого себя.

Чтобы у ребенка не возникало проблем в развитии, следует предоставить ему свободу в выборе им способа еды и отправления своих естественных надобностей. Вместо того, чтобы контролировать эти процессы нужно разговаривать с ним обо всем, в том числе о еде, о том куда идут его экскременты, об окружающем мире, о его теле, сопровождая свои слова жестами.

Обеспечьте его игрушками, которые могут помочь ему познакомиться с формой, цветом, знакомьте его с различными звуками, музыкой, движениями и танцами, чтобы он умел обращаться со всем, что попадает ему под руку.
Приучая ребенка к горшку, взрослый может показывать ребенку, как пользоваться этим предметом и рассказывать для чего служит горшок, и тогда ребенок, подражая взрослому будет использовать его для туалетных надобностей без принуждения и в соответствии со своими естественными ритмами. Он станет чистоплотным, потому, что ему нравится быть похожим на взрослого.

Если ребенка не ругать и не хвалить за то, что он не делает или делает в горшок, то ребенок совершенно естественным образом становится чистоплотным и справляет свои потребности в отведенном для него месте без унизительного сидения на горшке под пристальным наблюдением взрослых.

Воспитание ребенка через подражание взрослым без дрессировки его навыков приводит к идентификации через удовольствие и является гуманным и хорошим для ребенка. Когда родители поддерживают в ребенке изобретательность, инициативу, манипуляторную и игровую деятельность, помогают ему расширить словарный запас, то тем самым они помогают ему познать свои возможности в овладении своим телом и окружающим миром.