«ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Для построения нормальных отношений с ребенком важно, чтобы в семье существовал благоприятный психологический климат. Основу этого климата составляет необходимая ребенку забота, внимание и уход.
Семейная атмосфера может, как способствовать нормальному развитию ребенка, так и быть разрушительной для его эмоционального развития и психологического здоровья. В семье с неблагоприятной атмосферой ребенок становится непослушным, трудным и несчастным.
Большинство родителей, имеющих проблемных детей, в детстве росли в конфликтных семьях. Они усвоили этот стереотип воспитания и теперь практикуют его уже в своей семье. Усвоенный ими подход к воспитанию не позволяет наладить дружеские отношения с детьми, а по-другому они не умеют.
Бывает и так, что родители понимают, какие принципы воспитания являются правильными, но не применяют их, т.к. считают этот процесс трудным для себя.
В воспитании ребенка, очень важно следовать правилу безусловного принятия. Суть этого принципа состоит в том, что любить ребенка необходимо не за что-то, а просто так, просто за то, что он у Вас есть.
Любому человеку, а особенно ребенку необходимо чувствовать себя нужным. Удовлетворить потребность ребенка быть важным и нужным можно, если посылать ему сообщения, что он для Вас очень дорог. Эти сообщения передаются, как вербально (на словах), так и не вербально (во взглядах, прикосновениях). Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, для него это является жизненно необходимым.
Если потребность в безусловном принятии не удовлетворяется, то в поведении ребенка появляются проблемы и отклонения. Он ощущает себя ненужным, плохим и несчастным. В результате из такого ребенка вырастает взрослый, неуверенный в себе и с низкой самооценкой.
Безусловное принятие не означает отказ от негативных чувств по отношению к ребенку. Это означает, что, выражать свои негативные чувства необходимо не в отношении ребенка или его чувств, а в отношении его конкретных действий и поступков. Но не стоит превращать недовольство поступками ребенка в систему, иначе ему будет казаться, что все, что он делает, он делает неправильно и у него пропадет всякое желание проявлять какую-то активность.
Почему ни все родители готовы принимать ребенка, безусловно, и что им мешает делать это? Это может быть вызвано страхом родителей, связанным с тем, что поощрение ребенка, не соблюдающего правила или дисциплину, нанесет вред воспитательному процессу.
Но так ли это? Что может нанести больший вред ребенку, Ваша постоянная строгость в ожидании того момента, когда он наконец сможет заслужить одобрение или процесс совместного обсуждения с ребенком его ошибок доброжелательным тоном и в спокойной обстановке, когда ребенок готов Вас услышать. Желая добиться успехов в воспитании замечаниями, мы наоборот вредим воспитательному процессу.
Для того, чтобы научить ребенка ответственности и самостоятельности не помогайте ему, если он не просит о помощи. Помогайте только тогда, когда он не может справиться без Вас. Если он попросил Вашей помощи, не делайте за него все, предложите ему сделать это вместе и помогайте только там, где он не справляется сам. Когда ребенок просит Вас о чем-то, значит он в этом нуждается. Если у Вас нет веских причин для отказа, сделайте это для него.
Родителям очень важно следить за процессом передачи ребенку ответственности за выполнение каких либо дел, чтобы не нагрузить его обязанностями, к которым он еще не готов и чтобы не упустить момент передачи ответственности за те делая, для которых он вполне созрел. Если родители слишком торопятся, то их действия могут отбить у ребенка желание выполнять непосильные для него обязанности, а если медлят, то у него может пропасть желание приступить к тому, что для него по силам.
Передавайте ребенку ответственность за его дела и позвольте ему столкнуться с последствиями его ошибок, это поможет ему научиться быть сознательным и повзрослеть.
Находите время для совместных занятий с ребенком. Совместные занятия не только помогают справляться с ежедневными обязанностями, но и способствуют сближению и улучшению взаимопонимания между членами семьи. Совместные занятия не предполагают руководящих указаний, они делаются на равных.
Уважайте интересы и увлечения ребенка, даже если они кажутся Вам не серьезными и не заслуживающими внимания, для него они имеют большую ценность. Если Вы станете участником его занятия, то у Вас появится дополнительная возможность передать ребенку свои знания, опыт и свои моральные ценности.
Разговаривайте с ребенком, чтобы понять его чувства, выслушивайте его. Постарайтесь поменьше морализировать. Используйте в общении Я сообщения, они способствуют взаимопониманию.
Не приписывайте ребенку своих эмоциональных проблем и не присваивайте себе его эмоциональные проблемы, следите за тем, чтобы правил и запретов не было слишком много, не предъявляете требования, которые вступают в противоречие с основными потребностями ребенка, будьте последовательны и терпимы.
Относитесь к детям с уважением, и они ответят Вам тем же.