Методы поощрения и наказания в воспитании ребенка

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложить в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. А.С. Макаренко советовал использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

А.С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:

1.Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
2.Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3.Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу.
4.Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.

ПООЩРЕНИЕ - метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте.

К поощрению предъявляется ряд требований:

1.Поощрение должно быть справедливым.
2.Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.
3.Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка.
4.Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать,
5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие, поцелуй, ласковое слово, различные жесты, мимика, особые обещания (поход в гости, на рыбалку).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости. Если пообещали, то нужно быстро выполнить (а то ребёнок забудет).

В ситуации поощрения взрослый должен предлагать в качестве поощрения то, что будет для ребенка интересным именно с точки зрения ребёнка, а не взрослого; поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать. Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем школьном возрасте. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

НАКАЗАНИЕ - воздействие на личность ребёнка с целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки, Наказание- оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1.Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи или класса, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой и наказание не достигает цели.
2.Не следует упрекать наказанием, ни напоминать о нём в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.
3.Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему- либо, можно ограничиться замечанием или репликой.
4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Можно выделить следующие виды наказаний:

  • словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.)
  • физическое наказание
  • наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
  • наказание трудом
  • наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера ).

В семьях, где физическое наказание - обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жёстким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Жестокость порождает жестокость.

Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.

Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

  • агрессия родителей приводит к агрессии детей;
  • дети становятся неуравновешенными, вспыльчивыми;
  • наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
  • повышается уровень тревожности ребёнка.

Наказание словом считают наиболее мягким, не приносящим большого вреда. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с эмоциональной реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Это вызывает у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность.

Ведь взрослый в детстве является для ребёнка огромным авторитетом, и всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая всё на веру, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду тупица, идиот». «Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка.

Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?

Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

  • терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
  • объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно ,но быть при этом предельно кратким;
  • отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
  • неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повториться;
  • научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
  • обратитесь к ребёнку по - деловому - Илья (а не Илюша);
  • измените тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
  • используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»
  • лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».
  • проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».
  • хвалите других детей, но к месту;
  • организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.

Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые. Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей – ведь именно родители, как никто другой, знают своего ребёнка.

Важно всегда стремиться к золотой середине, не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.