Профилактика издевательства в школе

В современной жизни все чаще встречаются случаи, когда школьники становятся объектом издевательств со стороны других учащихся. Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако, в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10–11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом, создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз, либо наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества).

Тенденция последнего времени – выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель – публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя.

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство взрослых лишь ухудшит ситуацию – мучители жестоко накажут доносчика.

Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли?

Стоит насторожиться, если подросток:

- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- мало говорит о своей школьной жизни, одинок,
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
- его никто не приглашает в гости, на праздники.

Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют ему, как исправить ситуацию. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование. Родителям необходимо поставить в известность о происходящем школьного психолога, либо классного руководителя. Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей – учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной помощи. В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии – перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация ребёнка.

Таким образом, очень важно родителям не только ежедневно спрашивать о наличии хороших оценок и поведения, контролировать свободное времяпровождение, разнообразить семейный досуг, разговаривать с педагогами, посещать родительские собрания, но и обращать внимание на любое изменение в поведении своих несовершеннолетних детей, интересоваться его жизнью, знать круг общения, интересы. И пусть Ваш ребёнок будет счастливым!