Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Одна из основ детской безопасности - это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости - действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность:

- если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет;
- если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе, никогда не свалится малышу на голову;
- если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое;
- если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик, и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков, и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно:

- объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические;
- стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших детей лучше научить правилам пользования электроприбора;
- объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками;
- на помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.."

Отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности:

- дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах;
- покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение;
- это же касается и лекарств, объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным; никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах.

Следующая опасность - окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается.

- для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе;
- для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление.
Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила:
- приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей;
- другая кухонная опасность - это ножи и прочие режуще-колющие предметы;
- полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши- дошкольники воспринимают все слова с частицей «не» несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот.

Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде «Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!» Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно.