Профилактика терроризма и экстремизма в школе

Важность профилактики

Согласно данным МВД РФ, основной костяк группировок экстремисткой направленности, действующих на территории страны, составляют молодые люди, не достигшие 30-летнего возраста. Их в подобных объединениях находится до 80%. При этом, по оценке специалистов, наиболее быстро экстремистские идеи проникают в среду учащихся общеобразовательных школ. И ничего удивительного в этом нет. Ведь психика ребенка еще не до конца сформирована и легко подвергается негативному влиянию. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях.

Формирование гуманистических взглядов
Всем известно, что взаимоотношения, складывающиеся на сегодняшний день в образовательной среде, нельзя отнести к разряду идеальных. Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире. И неудивительно, что, отвечая на вопрос социологов о наиболее распространенных негативных явлениях современного мира, 17% школьников ответило, что это проявление жестокости и насилия. В связи с этим немаловажной задачей современной школы является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасная профилактика терроризма.
Дети, проявляющие толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность. Задачей администрации общеобразовательных учреждений является создание всех необходимых психолого-педагогических условий, способствующих возникновению и поддержанию толерантности среди школьников. Этого можно достичь при готовности учителей и учащихся к сотрудничеству и диалогу, а также при повышении их коммуникативной культуры.

Роль учителя
Формирование у учащихся чувства толерантности является длительным и сложным процессом. При прохождении данного пути осуществляется профилактика терроризма и экстремизма в школе. На начальном этапе данного процесса учитель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить школьникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. Однако действительность такова, что педагоги, испытывающие эмоциональные перегрузки, выражают накопившуюся у них раздражительность через коммуникативную нетерпимость. Это отражается в неприятии индивидуальности ребенка и категоричности при оценке его знаний. Все указанные факторы негативно сказываются на учебе и физическом здоровье школьника. Однако этого не должно быть. В общеобразовательной среде непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между учителем и учеником. Причем педагог обязан выстраивать свои отношения со школьниками как на уроках, так и вне класса. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность. Умение договариваться и идти на компромисс, способность убедить в своей правоте без создания конфликтной ситуации сближает интересы учащихся различных национальностей и вырабатывает непримиримость к проявлениям жестокости и агрессии. Такую работу непременно должна включать в себя принятая в общеобразовательном учреждении программа. Профилактика терроризма и экстремизма при этом будет максимально действенной.

Военно-патриотическое воспитание
Существует несколько направлений, которые оказывают значительное влияние на формирование толерантности в молодежной среде. При этом осуществляется профилактика терроризма в образовательных учреждениях. Одним из таких направлений является организация встреч с ветеранами как Великой Отечественной, так и локальных войн. Кроме того, в подобную работу может входить:
- сбор реликвий и документов о героизме и мужестве защитников Родины;
- запись воспоминаний ветеранов;
- адресная помощь инвалидам, участникам боевых действий, а также семьям погибших воинов;
- работа с архивными данными по уточнению судеб военнослужащих, принимавших участие в войне 1941-45 гг. и т. д.

Игровая форма воспитания
В чем еще заключается профилактика терроризма? Для устранения предпосылок к агрессии, жестокости и национальной вражде в общеобразовательных учреждениях широко используются игры. И это неудивительно, ведь игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей. Именно она, совместно с искусством, спортом, познанием и трудом обеспечивает те эмоциональные условия, которые ведут к формированию национального сознания и к выработке культуры межнациональных отношений. Организаторами игр для младших школьников могут стать старшеклассники. Для более взрослых детей такое участие будет прекрасным опытом в приобретении практических навыков и умений, а также в закреплении уже полученных знаний. В этом плане великолепно зарекомендовали себя народные игры. Они являются одним из основных средств, способствующих воспитанию культуры общения между нациями.

Проведение различных мероприятий
В рамках темы профилактики терроризма может быть осуществлено:
- заочное или очное путешествие по истории родного края;
- знакомство с народными умельцами и другими интересными людьми;
- проведение конкурсов юных талантов.

Кроме того, профилактика терроризма будет наиболее действенной при занятии с детьми поисковой работой, проведении различных актов милосердия и прочих добрых дел. Содержание данной работы можно дифференцировать по возрасту учащихся. Так, первоклашки посещают театры и музеи, а также знакомятся с фольклором. На данном этапе могут быть проведены праздники со сказочными героями. При переходе в следующий класс дети изучают творчество национальных писателей и поэтов. Также во втором классе организуются разнообразные занятия и игры. Школьники вовлекаются в поисковую работу и знакомятся с историей своей малой родины. Такие мероприятия проводятся на всем этапе начальной школы.
С пятого-седьмого класса учащиеся вовлекаются в новые полезные и интересные дела. Все проводимые мероприятия призваны обогатить и развить знания детей о национальной культуре и родном крае. Главной в этот период становится деятельность, направленная на творческое развитие школьников, а также на воспитание у них интернациональных и патриотических чувств. Одновременно дети знакомятся с традициями и жизнью людей других национальностей. Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления. Первое из них – осознание себя в качестве субъекта культуры семьи. В этот период деятельность педагога должна быть направлена на формирование терпимого и доброжелательного отношения между детьми и их родителями. Профилактика терроризма в старших классах осуществляется через проведение уроков народной мудрости, основой которых являются различные народные традиции. К примеру, в игровой и творческой форме может быть представлена семья:
- японская;
- английская;
- русская;
- еврейская и т. д.
Все это способствует изучению детьми национальных праздников и традиций другого народа, его жизни и культуры.

Духовное воспитание
Чувство международной толерантности невозможно без веротерпимости молодых людей. Согласно действующей Конституции, Россия является светским государством. Это говорит о том, что никакая религия в нашей стране не устанавливается в качестве обязательной или государственной. Кроме того, Конституция РФ утверждает свободу вероисповедания. То есть каждый человек вправе выбрать для себя, а также заняться распространением религиозных и других убеждений.
Однако педагог должен понимать, что есть отдельные объединения, которые не должны заслуживать к себе толерантного отношения. Речь идет о некоторых религиозных культурах, имеющих экстремистскую направленность. Это, например, «Свидетели Иеговы» и «Дети бога». Деятельность подобных организаций оказывает негативное влияние на молодежь, семью и детей. Как в таком случае проводить религиозное воспитание школьников? Для профилактики агрессии и жестокости детям нужно рассказывать о разных вероисповеданиях. Ребенок должен самостоятельно остановить свой выбор на той или иной религии или отказаться от всех ее разновидностей. Только в таком случае у школьника выработается доброжелательное отношение к любому мировоззренческому подходу.