Проблема жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей идругих лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Типы - схемы жестокого обращения родителей с детьми

«Ребенок-мишень» - ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) - потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.


Профилактика жестокого обращения с ребёнком

Различают З уровня профилактики жестокого обращения с детьми:
Первичная профилактика направлена на информирование родителей, общественности, социальных работников, педагогов, психологов, юристов, медицинских работников о видах жестокого обращения с детьми и его последствиях. Особенно важна роль средств массовой информаций, общественных организаций и специальных программ, направленных на информирование населения о данной проблеме.
Вторичная профилактика проводится в семьях, в которых есть риск жестокого обращения с ребенком (семья с тяжелыми материальными трудностями, неполная семья, подростковый возраст матери и др.). Патронаж таких семей, обеспечение их социальной помощью, реализация целенаправленных программ снижают частоту жесткого обращения с детьми.
Третичная профилактика направлена на семьи, в которых уже имели место случаи жестокого обращения с детьми. Без постороннего вмешательства такие дети периодически подвергаются жестокому обращению, а некоторые из них погибают. Третичная профилактика направлена на дальнейшее предупреждение жестокого обращения с ребенком.

Первичная профилактика
Важной частью первичной профилактики жестокого обращения с детьми является разработка профилактических программ для детей, которые включают такие элементы, как право ребенка сказать «нет», законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, управления образованием, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Просвещение населения по проблеме жестокого обращения с детьми может включать такие аспекты, как отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего, в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д.
Первичная профилактика жестокого обращения с детьми может включать следующие формы работы:
1. Социальная реклама. Она представлена баннерами, плакатами, листовками, видеороликами. Плакаты и листовки могут быть распространены среди населения на улицах, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях здравоохранения (поликлиниках, больницах), учебных заведениях и т.д. Содержание социальной рекламы включает в себя освещение актуальности проблемы жестокого обращения с детьми и тяжести его последствий.
2. Информационные выступления представителей различных структур (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов) на родительских собраниях (в дошкольных образовательных учреждениях и школах), классных часах, лекционных занятиях и тематических конференциях студентов высших и средне-специальных учебных заведений.
При этом важно учитывать особенности каждой аудитории.
Например, освещая проблему жестокого обращения с детьми, родителям необходимо уделить особое внимание последствиям жестокого обращения с ребенком, конструктивному разрешению конфликтных ситуаций с детьми, связанных с социальной ситуацией (адаптация в школе, детском саду), поведенческими и эмоциональными реакциями детей (истерики, агрессия, отказы); умению справляться со своими негативными эмоциями и переживаниями (как не сорваться на крик, не выплеснуть свое раздражение на ребенка). При этом важно учитывать половозрастные, личностные особенности ребенка, его увлечения и способности для эффективного взаимодействия между членами семьи (например, как общаться с подростком, каковы особенности взаимодействия с мальчиками и девочками).
Детей и подростков следует знакомить, принимая во внимание их возраст и гендерные особенности, с их правами, учить умению говорить «нет», информировать о праве неприкосновенности собственного тела, отрабатывать навыки безопасного поведения. Информация будет более доступна детям, если преподносить ее не в лекционной, а тренинговой (для подростков) или игровой (для дошкольников и младших школьников) формах.
Просвещение студентов по проблемам жестокого обращения с детьми должно включать в себя ознакомление с видами жестокого обращения, его причинами и последствиями. При этом важно подчеркнуть, что если в семье учащегося в той или иной мере применялось жестокое обращение, то данный способ взаимодействия может быть перенесен и в его будущую семью. Используя опыт самих слушателей, следует на конкретных примерах рассказать, как можно выстроить взаимоотношения в семье без применения жестокого обращения. Эффективной будет тренинговая форма проведения занятий.
З. Обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни, включая подготовку к материнству, укрепление связи между матерью и будущим ребенком, формированию привязанности между ними после рождения малыша; обучение молодых родителей правильному уходу за ребенком.
В профилактике жестокого обращения с ребенком особую роль играет обучение молодых родителей (в том числе Матерей подросткового возраста) взаимодействию с ребенком, осуществлению ухода за ним, информирование об особенностях поведения и реагирования малыша, а также способах взаимодействия с ребенком, благодаря которым формируется привязанность между матерью и малышом, которая играет большую роль на протяжении всей жизни человека.
Итак, первичная профилактика жестокого обращения с детьми направлена на просвещение населения и обучение взрослых взаимодействию с детьми без применения насилия.
«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т.п.).