Социальный театр – новая технология профилактики социально-негативных явлений среди подростков и молодёжи

Правонарушения, вредные привычки, пагубные зависимости среди подростков и молодёжи имеют тенденцию к распространению. В большинстве случаев специалистами учреждений профилактики используются лекционные формы работы. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр, с целью овладения которой 21 и 22 февраля 2013 года на базе студии семейного развития «Созвучие» в г. Киров прошёл семинар «Социальный театр: новая технология профилактики». От нашего учреждения в нём приняли участие 2 человека – заместитель директора Кашина Г.Г. и социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Цалиева О.В. Под руководством режиссёра студенческого театра МГЭИ В.Ф.Чувашева участники семинара погрузились в увлекательное занятие с философским размышлениями о значимости театрального искусства, его особенностях и возможностях в решении самых острых социальных проблем.

Уникальной особенностью театральной технологии является управляемая дискуссия, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители и актёры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии является режиссёр спектакля, специалист. Он задаёт вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать своё мнение к словам и поступкам и героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене.
Используя театральную технологию, специалист может во время работы над созданием спектакля помочь участникам пережить сложные моменты во взаимоотношениях, конфликтные ситуации, помочь найти выход из сложной ситуации. Решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для подростка. Созданный образ может помочь подростку глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.
Социальный театр нужен разным категориям населения: подросткам и молодёжи и, особенно, взрослым. Нужно смотреть не только «сказки о любви», но и «реальную жизнь». Данную форму работы нужно сделать более распространённой, привлечь к этому дома культуры, волонтёрские отряды, театральные студии.

О.В.Цалиева